Voyager-1 первые за пять месяцев передал читаемые данные

Космический аппарат NASA Voyager-1, которому уже несколько десятилетий, снова начал отправлять понятные сообщения после нескольких месяцев бессмысленной передачи.
Voyager-1 первые за пять месяцев передал читаемые данные
Wikimedia
Он продолжает свой путь длинной 47 лет!

Voyager-1 — самый удаленный из существующих объектов, созданных человеком. Он отправляет данные из межзвездного пространства в течение почти 50 лет после запуска в 1977 году.

Однако в ноябре 2023 года произошел сбой, из-за которого данные космического аппарата об окружающей его среде и работоспособности его собственных систем стали непонятными для ученых NASA, наблюдавших за ним.

Один из последних снимков Voyager-1
Один из последних снимков Voyager-1, сделанный в 1990 году с расстояния в 6 млрд км (40 а. е.) от Земли
Wikimedia

К счастью, 20 апреля 2024 года аппарат передал сообщение, подтверждающее, что он все еще находится в безопасном пространстве. Официальный аккаунт NASA в социальных сетях, посвященный аппарату, опубликовал радостный пост в честь этого события: «Привет, это я, — V1».

В аккаунте также был опубликован пост Лаборатории реактивного движения NASA, на котором изображены воодушевленные ученые, радостно аплодирующие последнему набору данных, полученных с Voyager-1.

Почему Voyager-1 не передал данные

Voyager-1 был первым созданным человеком объектом, который покинул нашу солнечную систему и вошел в межзвездное пространство. Аппарат знаменит одним удивительным и запоминающимся изображением всех времен — бледно-голубой точкой на фоне огромной черной пустоты. Это наша планета на просторах огромного космоса.

Близнец аппарата Voyager-2 находится на расстоянии 20 миллиардов километров от Земли и также все еще функционирует.

Увы, но миссии не могут продолжаться вечно. Тем не менее, NASA надеется, что инструменты, необходимые для передачи данных об окружающей среде, будут работать как минимум до 2025 года.

В марте инженеры смогли отправить на Voyager-1 специальную команду, которая заставила зонд вернуть на Землю полный дамп своей бортовой памяти. Так группа Voyager-1 выяснила, что ноябрьский сбой связан с неисправностью одного чипа в подсистеме полетных данных (FDS) — части, отвечающей за отправку данных обратно на Землю.

Вулкан на Ио
Вулкан на Ио, впервые обнаруженный Voyager-1
Wikimedia

«Потеря содержавшегося на чипе кода сделала научные и инженерные данные непригодными для использования. Не имея возможности починить чип, команда решила поместить поврежденный код в другое место памяти FDS», — рассказывают сотрудники NASA.

Поскольку аппарат находится очень далеко, сигналу требуется 22,5 часа, чтобы преодолеть огромное расстояние. Однако эксперимент с кодом удался, и данные снова стали доступны для чтения.

В течение ближайших недель команда переместит и скорректирует другие затронутые части программного обеспечения FDS.