Любимый алкоголь древних: как археологи открыли рецепт пива, которому больше 5000 лет

Ученые из Стэнфордского университета (США) во время раскопок в китайской провинции Шэньси обнаружили «пивоварню» и выяснили рецепт древнего пива.

В ходе раскопок поблизости от китайской реки Вэйхэ исследователи обратили внимание на две необычных ямы в археологическом слое возрастом чуть более пяти тысяч лет. В глубину они достигали 2,7 и 3,7 метра соответственно, в каждой из них была построена гончарная печь и найдены осколки керамической посуды: горшки, амфоры и воронки. Археологи изучили глиняные черепки и пришли к выводу, что посуда использовалась для... изготовления пива!

На внутренней поверхности осколков был найден осадок, пригодный для анализа. Выяснилось, что в нем содержится оксалат кальция, который образуется при ферментации пенного напитка, а основными компонентами 5000-летнего пива в древнем Китае были просо, ячмень и травянистое растение Иовлевы слезы. Также в пиво добавляли змеевидную тыкву, клубни ямса и даже лилии. Звучит не очень аппетитно, но такой рецепт обеспечивал напитку достаточное количество сахара и крахмала для ферментации, попутно наделяя его сладковатым вкусом.