Как подоить дьявола: целебное молоко сумчатых животных

В молоке тасманийского дьявола можно обнаружить полезные пептиды, эффективно уничтожающие бактериальные и грибковые инфекции. О пользе сумчатых животных для современной медицины и о том, каково на вкус молоко сумчатого черта, расскажем в этой статье.
Как подоить дьявола: целебное молоко сумчатых животных

В 2016 году в журнале Scientific Reports появилась научная статья, в которой говорилось о том, что молоко тасманийского дьявола (его еще называют «сумчатый черт») содержит уникальные соединения, убивающие бактерии. Речь идет даже о штаммах, устойчивых к антибиотикам, таких как MRSA. Эти иммунные комплексы под названием «антимикробные пептиды» защищают новорожденных дьяволят и могут быть использованы в качестве лекарства и для людей.

Пробы молока для начала исследования были добыты у кормящих самок животного сотрудниками проекта Devil Ark. У них уже была практика подобного доения, поскольку женские особи часто страдают от мастита. Генеральный директор проекта Тим Фолкнер лично принимал участие в этом процессе. «Их груди буквально набухают от молока. Все, что требуется для доения, это просто аккуратно массировать соски — и молоко будет выделяться само, безо всяких усилий», — рассказал Фолкнер.

Пускай это и звучит как не самая простая задача, на самом деле во время контакта с человеком самки вовсе не пытаются укусить. Вопреки стереотипам, в дикой природе (и в специальных зонах для сохранения популяции, где имитируют условия естественной среды обитания) тасманийские дьяволы относятся к людям с большой робостью.

Во время доения самки позволяют работникам Devil Ark делать свою работу. Для исследовательских целей были специально отобраны только те самки, чье потомство уже в достаточной степени выросло, чтобы не нуждаться в грудном вскармливании. Попробовав молоко, Фолкнер уверяет, что оно весьма приятно на вкус. «Похоже на натуральное коровье молоко: жирное, сладкое, со сливочным привкусом», — отметил он.

Несмотря на плодовитость, из 20−30 детенышей в помете выживают всего четверо — ведь сосков у матери четыре, а молока детенышам требуется много. После рождения малыши остаются в сумке в течение нескольких месяцев, крепко присосавшись к материнским соскам. Победители в этой игре на выживание сталкиваются с еще одной проблемой: как и другие сумчатые, они рождаются спустя лишь несколько недель беременности и не имеют зрелой иммунной системы, что делает их особо уязвимыми для бактерий и грибков, особенно в теплой и влажной среде материнского мешка.

Кэти держит на руках детеныша тасманского дьявола

«Сумчатые млекопитающие выработали разные стратегии для того, чтобы защитить свое потомство в период созревания. Анализируя эти стратегии, можно создать и новые способы защиты людей», — уверена Кэти Белова, иммунолог из Сиднейского университета и соавтор исследования. Она и ее коллеги обнаружили, что в организме тасманийских дьяволов присутствует шесть типов кателицидинов, соединений, которые являются частью врожденной иммунной системы многих животных (для сравнения, у человека всего один тип). Детеныши получают их с молоком матери, хотя часть веществ также содержится в подкладке сумки.

«По существу, эти белки пробивают отверстия в клеточных мембранах бактерий, делая их беззащитными», — поясняет Белова. Исследователи провели тестирование на 25 видах бактерий и 6 видах грибковой инфекции, но для этого использовали уже синтетические аналоги молока.

Две разновидности кателицидинов оказались эффективными убийцами бактерий, они уничтожали даже устойчивые к антибиотикам штаммы (среди которых MRSA и ванкомицин-устойчивый Enterococcus faecium). Другие виды более эффективны против грибов. По словам исследователей, кателицидины эффективнее даже некоторых существующих препаратов. Им удалось воспроизвести их структуру, и следующим шагом станет создание дешевых синтетических аналогов, которые можно будет запускать в массовое производство. Тасманийские дьяволы могут быть не единственными источниками ценных пептидов — ученые уверены, что каждое сумчатое млекопитающее является настоящей кладезю подобных веществ.