Цветное зрение: спасибо предкам-приматам за фруктовую диету

Люди и родственные им приматы, в отличие от большинства животных, видят мир в куда более ярких красках из-за улучшенного строения глаза. Оказалось, что эволюция наделила наших предков этой способностью для того, чтобы те смогли различать цветные фрукты на фоне однотонной листвы.
Цветное зрение: спасибо предкам-приматам за фруктовую диету

Среди всех млекопитающих приматы уникальны тем, что глаза некоторых видов оснащены не двумя, а тремя различными типами светочувствительных колбочек. Это позволяет людям (и их ближайшим родственникам) видеть то, о чем мы привыкли думать как о «стандартном» цветовом спектре.

Это явление называется «трихромия» (trichromacy), и самое популярное объяснение биологами того, зачем оно понадобилось приматам, заключается в том, что иначе они просто не смогли бы увидеть на фоне буро-зеленого лесного покрова фрукты — свою основную пищу. Как известно, шкурка плода обычно окрашена в яркие цвета, а потому такая стратегия выглядит весьма разумно. У макак-резусов (фото) наблюдается генетическое различие, которое позволяет провести удобный тест этой гипотезы в естественной среде обитания животных: у некоторых самок из-за мутаций часто образуется не три, а всего лишь два типа колбочек.

Исследования показали, что самки с тремя типами колбочек намного быстрее своих двуколбочных товарок ищут плоды, но в обезьяньей среде подобные наблюдения всегда стоит подвергать проверке, потому что из-за иерархических различий разные самки питаются в разное время и получают разное количество еды. На на ежегодном собрании AAAS, результаты которого опубликованы в журнале Science, исследователи сообщили, что провели более 20 000 индивидуальных наблюдений за 80 различными макаками, питающимися на 30 видах деревьев в Кайо Сантьяго и Пуэрто-Рико, так что можно с уверенностью утверждать, что дикие самки с тремя видами колбочек и в самом деле успешнее и резвее своих сородичей, у которых наблюдается мутация. Так что можно поблагодарить эволюцию за то, что наши предки питались фруктами и передали нам способность видеть мир в ярких красках.