Можно ли вырастить сердце из шпината?

Не только у животных есть вены. Если вы взгляните на лист, то увидите веноподобные структуры, по которым вода распространяется по листьям и веткам. И теперь ученые могут приспособить эти растительные «вены» для нужд нашего собственного организма.
Можно ли вырастить сердце из шпината?

Существует уже несколько способов для создания человеческой ткани, предназначенной для трансплантации. Можно вырастить ткань из стволовых клеток, можно напечатать на 3D-принтере. Но в нашем теле есть множество вен и артерий, от довольно крупных до практически микроскопических капилляров. И вот их гораздо сложнее создать, используя даже самые современные методы.

У листьев шпината, как и в человеческом теле, есть крохотные тонкие «вены», по которым идут вода и питательные вещества. Новое исследование, статья о котором опубликована в журнале Biomaterials, показывает, что ученые могут удалить все растительные клетки, поддерживающие структуру листа, и оставить только целлюлозный каркас. Теоретически после этого его можно будет использовать в человеческом теле.

«Целлюлоза — это хороший изученные биоматериал, применяющийся в клинических исследованиях, — пишут авторы исследования. — Она биосовместима и ускоряет заживление ран». К тому же целлюлозные каркасы, введенные в плоть млекопитающих, быстро обрастают клетками животных, которые спокойно развиваются на некогда растительном материале. Именно это и произошло в исследовании: клетки человеческого сердца наросли на целлюлозном каркасе и стали гнать жидкость по венам.

Это новая техника может стать важным прорывом в лечении больных с поврежденной сердечной тканью, так как шпинатный каркас позволит телу доставить кислород в проблемные зоны. Также подобная техника дает новый поворот для развития трансгуманизма. Возможно, будущее не за традиционными киборгами, но за растительно-человеческими гибридами.