Древний предок динозавров был похож на крокодила, а не на курицу

Новый вид доисторических пресмыкающихся, останки которого были обнаружены в Танзании, помог палеонтологам понять, как выглядели далёкие предки динозавров. Ранее за недостатком данных учёные предполагали, что ящеры триасового периода были похожи на динозавров или птиц и ходили на двух ногах, но оказалось, что на самом деле их походка больше напоминала крокодилью.
Gabriel Lio/Museo Argentino de Ciencias Naturales

Первые останки Teleocrater rhadinus были обнаружены в Африке еще в 1933 году, но реконструировать облик триасового ящера удалось только сейчас благодаря более полным скелетам, найденным на юге Танзании в 2015 году.

Результаты реконструкции, опубликованные в журнале Nature, позволяют заполнить пробел в эволюционной истории архозавров — большой группы современных и вымерших пресмыкающихся, к которым относят и динозавров. T. rhadinus, живший более 245 миллионов лет назад, задолго до появления первых динозавров, стал первым подробно изученным и описанным в научной литературе представителем клады птицеподобных архозавров, которые позднее эволюционировали в динозавров и птиц.

Реконструкция позволила назвать T. rhadinus одим из самых ранних представителей птицеподобной ветви архозавров. Вторая большая группа животных, выделившихся из большой клады арходавров в триасе, получила название крокодилоподобных. Потомками представителей этой группы являются современные крокодилы и аллигаторы.

Длина его тела достигала 2−3 метров, передвигался он на четырёх конечностях, как крокодилы, а питался животными помельче. Ближайшие родственники T. rhadinus жили на территории современных Бразилии, Индии и России. Они успели появиться и исчезнуть с лица земли задолго до того, как появились первые динозавры.