Самое старое произведение африканского искусства: да Винчи возрастом 5000 лет

История о том, как ученые обнаружили живопись южноафриканских предков, которая была нанесена на скалы почти пять тысяч лет. На сегодня это один из самых старых рисунков на континенте.
Самое старое произведение африканского искусства: да Винчи возрастом 5000 лет
David Pearce

Археологам удалось получить в распоряжение 13 фрагментов наскальной живописи сразу из нескольких регионов Южной Африки. На самой древней из них, обнаруженной в Республике Ботсвана, можно увидеть очертания людей и изображения рыб. Рисунки были частично смыты водой, а сама скала оказалась очень хрупкой, поэтому исследователи применили новую технологию — радиоуглеродное датирование, соединенное с ускорительной масс-спектрометрией, — чтобы аккуратно отколоть кусочек скалы с уцелевшим рисунком. На поиски и датирование наскальной живописи в Южной Африке у ведущего археолога Адельфин Бонно из Университета Квебека в Монреале и ее коллег ушло более 7 лет. Им удалось собрать несколько десятков фрагментов скал, покрытых рисунками. Но основной проблемой стало извлечение осколков — они необходимы, чтобы более точно датировать находку. С течением времени многие скалы стали очень хрупкими и малейшее вмешательство исследователей могло уничтожить их. Сначала ученые собрали крошечные образцы размером 0,5 мм2 и проанализировали их на наличие углеродов, которые не имеют отношения к рисунку. Затем они отобрали фрагменты, которые, по их мнению, представляют наибольшую ценность, и применили сверхчувствительный метод изотопного анализа. Для него достаточно всего 0,001 г вещества. Такой способ позволил более точно датировать изображения и, как следствие, получить весомые цифры, считает Бонно. Ученым также удалось выяснить, что предки коренных народов Южной Африки — бушмены или, как они сами себя называют, саны, — рисовали при помощи древесного угля, сажи и смеси технического углерода. Как отметила Адельфин Бонно, саны известны своими искусными наскальными рисунками, однако до недавнего времени археологам было сложно судить об их возрасте. Новая методика получения образцов — это большой шаг вперед, считают ее британские коллеги. К слову, древнейший наскальный рисунок, известный на сегодняшний день, находится в Индонезии. Его возраст составляет почти 40 тысяч лет.