Момент прозрения научились предсказывать по глазам

За доли секунды до момента озарения о том, что человека осенило, можно узнать по глазам, выяснили учёные из Университета штата Огайо. Более того, им удалось создать в лаборатории условия, в которых почти половина испытуемых прокричала «Эврика!»
Момент прозрения научились предсказывать по глазам

Отслеживая движения глаз, экономисты и психологи из Огайо пытаются зафиксировать тот самый момент, когда человеку приходит гениальная идея. Однако озарения по природе своей случайны, и предсказать их невозможно, поэтому, чтобы симулировать «эврику», ученым пришлось поставить довольно замысловатый эксперимент.

Испытуемых посадили играть в простую компьютерную игру. Каждый из участников эксперимента играл против другого. В начале игроку предлагали выбрать любое число 0 до 9. В каждой паре выигрывал тот участник эксперимента, число которого оказывалось ближе к произведению среднего арифметического чисел обоих соперников на 0,9. Правил определения победителя игроки не знали. Каждый раз после того, как участник эксперимента делал свой выбор, на экране появлялось окно с предложением выбирать это же число всегда.

Разумеется, при таком раскладе выигрывает игрок, число которого меньше числа соперника; втаких условиях оптимальная стратегия — выбирать 0. Поскольку игроки не знали правил и лучшей стратегии заранее, учёным оставалось ждать, когда участники эксперимента поймут правила сами. Этого-то момента понимания и ждали психологи, заранее нацелившие на зрачки испытуемых камеры, отслеживающие движение глаз.

Только 42% испытуемых обнаружили закономерность и начали выигрывать, выбирая 0. Ещё 37% остановились на одном числе и выбирали его раз за разом, а в действиях остальных никакой логики не прослеживалось.

Незадолго до того, как игроки нажимал на «Выбирать 0 всегда», они начинали рассматривать 0 и первые следующие за ним числа очень пристально, а на большие числа их взгляд почти не падал. Даже если затем игрок всё-таки выбирал другие числа, принцип игры становился ему понятен.

Более того, до момента озарения зрачки игроков расширялись всякий раз, когда на экране появлялись результаты; после того, как результат становился предсказуемым, расширения зрачков не наблюдалось.

Экономисту Яну Крайбиху (Ian Krajbich) и биологу Вею Джеймсу Чена (Wei James Chena) впервые удалось создать рабочую модель неуловимой «эврики»; модифицируя его эксперимент, психологи и биологи смогут ставить новые эксперименты и, возможно, узнают, что происходит в мозге человека в момент прозрения.