В созвездии Кита нашли планету, на которой есть все условия для жизни

Европейские планетологи нашли в созвездии Кита относительно небольшую каменистую планету, которая находится в «зоне жизни» и обладает густой атмосферой, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
В созвездии Кита нашли планету, на которой есть все условия для жизни
LHS 1140b

За прошлый год ученые нашли сразу несколько планет, которые претендуют если не на звание «двойника Земли», то ее «сестер» или «кузин». Первую нашли у ближайшей к нам звезды, Проксимы Центавра, а три других — в звездной системе TRAPPIST-1 в созвездии Водолея, которую населяет сразу семь землеподобных планет.

Их объединяют то, что они обладают небольшими размерами, находятся в «зоне жизни» — на орбите, где вода может существовать в жидком виде, и вращаются вокруг красных карликов. Последний пункт является одновременно и плюсом, и минусом — красные карлики живут очень долго, что оставляет много времени для зарождения жизни. Однако некоторые из них имеют крайне беспокойный характер в юности, вырабатывают много ультрафиолетового излучения и порождают большое число вспышек, способных уничтожить атмосферы планет.

Планеты у TRAPPIST-1, и Проксима Центавра b — хорошие кандидаты на роль потенциально обитаемых планет, но у них есть серьезные «недостатки». Планеты в созвездии Водолея скорее всего находятся в резонансе со звездой и всегда смотрят на нее одной стороной, а частота вспышек на Проксиме Центавра может делать жизнь на ее спутнице фактически невозможной. Кроме того, масса и размеры всех этих планет пока точно не вычислены. Диттман и его коллеги утверждают, что открытая ими планета LHS 1140b лишена подобных недостатков. Она вращается вокруг спокойной звезды, на ней есть атмосфера, она состоит из каменистых горных пород и обладает сопоставимыми с Землей размерами — ее диаметр в 1,4 раза больше земного, а масса — в шесть раз выше.

Эту планету, как и многие другие аналоги Земли и Венеры, открыли при помощи автоматизированного телескопа MEarth-South в чилийских горах Серро-Тололо, специально предназначенного для поиска планет у тусклых и холодных красных карликов.

Как и ее «конкуренты», она расположена внутри зоны жизни, примерно в 11 раз ближе, чем Землей от Солнцем. Здесь, несмотря на близость планеты к светилу, она получает лишь 50% от того тепла и света, который Солнце дарит Земле, так как LHS 1140 — достаточно тусклая и холодная звезда. Поэтому климат на ней может быть больше близок к марсианскому, чем к земному.

Планеты таких размеров, как сегодня предполагают ученые, часто оказываются водными мирами, чья поверхность полностью покрыта океаном, но в случае с LHS 1140b это не так — ее большая масса говорит о том, что она по большей части состоит из твердых горных пород. По этой причине сила притяжения на ее поверхности примерно в три раза сильнее, чем на Земле, что может оказывать специфическое влияние на возможную жизнь.

И планета, и звезда существуют уже более пяти миллиардов лет, что говорит о том, что жизнь на ней уже могла зародиться при соответствующих условиях. В ближайшее время Диттман и его коллеги планируют провести сессию наблюдений за атмосферой планеты при помощи «Хаббла» которые помогут нам понять, способна ли LHS 1140b поддерживать жизнь, есть ли на ней парниковый эффект и как много тепла она в действительности получает.