Факторы среды влияют на потомков до 14 колена

Испанские генетики доказали, что приобретённые изменения активности генов могут передаваться по наследству вплоть до четырнадцатого колена.
Факторы среды влияют на потомков до 14 колена

Генетические изменения могут появляться в течение жизни, под влиянием факторов среды; кроме мутаций в ДНК отдельных клеток внешние условия могут провоцировать изменения активности отдельных генов. Такие называют эпигенетическими. Эксперименты генетиков из Европейской организации по молекулярной биологии (EMBO) показали, что приобретённые под действием факторов среды эпигенетические изменения могут передаваться на целых 14 поколений — правда, не людей, а круглых червей C. elegans.

Для того, чтобы выяснить, как долго в популяции могут сохраняться приобретённые изменения, учёные отредактировали геном C. elegans, введя в него ген, кодирующий флюоресцирующий белок. Чтобы черви начали светиться, недостаточно добавить нужный ген; нужно еще заставить этот ген работать. Изначально черви не флюоресцировали, и учёные стали экспериментировать с факторами среды, которые могли бы повлиять на экспрессию добавленного гена. Таким фактором оказалась температура: подогрев воздух в контейнере с ГМ-червями с 20 до 25 °C, учёные добились свечения.

Генномодифицированные круглые черви C. elegans светятся в темноте после недолгой жизни в тепле. А их потомков не приходилось греть — искусственно введённый ген, активированный

Когда тёплые деньки для червей закончились, животные не прекратили светиться: однажды «включенный» внешними условиями ген продолжал работать. Более того, его повышенная экспрессия наблюдалась у четырнадцати следующих поколений червей: все они отлично светились в темноте.

Один из авторов эксперимента, Адам Косин из испанского университета Помпеу Фабра, в интервью порталу ScienceAlert! высказал предположение о том, что передача приобретённых эпигенетических изменений помогает будущим поколениям приспособиться к будущим стрессам.

Четырнадцать поколений — это много; наблюдать передачу приобретённых эпигенетических изменений дольше пока никому не удавалось. Подобных экспериментов с людьми, конечно, не проводилось — не хватает времени: 14 поколений червей успели родиться и умереть меньше чем за два месяца, а люди живут долго. Но передача приобретённых эпигенетических изменений происходит и у нас. К неправильной экспрессии некоторых генов приводят, например, такие факторы, как курение и малоподвижный образ жизни, и это передаются по наследству, причём не только от матерей, но и от отцов.

Исследование опубликовано в журнале Science.