Создана таблетка, имитирующая занятия спортом

Исследователи из Института биологических исследований Солка решили разобраться, какие химические процессы происходят в мышцах при беге или ходьбе, и можно ли воссоздать эти процессы при помощи таблеток. Оказалось, можно.
Создана таблетка, имитирующая занятия спортом

Выносливость — это способность долго поддерживать аэробную активность, например, бежать или ходить. Вырабатывается она в ходе тренировок, которые меняют метаболизм мышечных клеток. У тренированного спортсмена мышцы сокращаются за счёт энергии, полученной при сжигании жиров, в большей степени, чем у нетренированного человека, который бежит в основном за счёт углеводного «топлива». Чтобы научиться имитировать занятия спортом и увеличивать выносливость, учёные решили работать с генами, которые влияют на способность расщеплять жиры.

Ранее в лаборатории профессора Эванса научились искусственно активировать ген PPARD, делая лабораторных мышей подвижными, сильными, нечувствительными к избытку калорий в пище, зато очень чувствительными к инсулину. Все эти показатели говорят об очень хорошей физической форме, но выносливость у них оставалась средней. Затем добиваться тех же эффектов научились без генной инженерии, вводя мышам вещество под названием GW1516 (GW), активирующее тот же ген.

А в новом исследовании дозу GW1516 (GW) увеличили и вводили мышам препарат целых восемь недель вместо четырех. По окончании курса мышей заставили бежать до изнеможения. Оказалось, что мыши, получавшие препарат, держались в среднем по 270 минут, а обыкновенные мыши — только по 160 минут.

Анализ показал, что в ответ на приём преперата изменилась экспрессия почти тысячи генов. Подавлена была в основном работа генов, отвечающих за получение энергии из углеводов — возможно, для того, чтобы сэкономленная таким образом глюкоза пошла на удовлетворение запросов мозга, предполагают авторы исследования.

Если эксперименты на людях покажут сходные результаты, фармакологи смогут разработать препараты, имитирующие полезные эффекты регулярных упражнений для людей, лишенных возможности заниматься спортом из-за лишнего веса, проблем с сердцем или по другим причинам.

Исследование опубликовано в журнале Cell Metabolism, кратко о нём рассказывает портал EurekAlert!

Max.Brown