На морском дне Арктики найдены гигантские кратеры и холмы — результат таяния вечной мерзлоты

Подводные исследования морского дна под Северным Ледовитым океаном выявили глубокие кратеры, появляющиеся у побережья Канады. Один из таких кратеров мог бы поглотить целый городской квартал с шестиэтажными зданиями! Удивительно, но появление этих кратеров вызвано не деятельностью человека и изменением климата. Самый вероятный виновник – нагретые, медленно движущиеся системы грунтовых вод.
Eve Lundsten © 2022 MBARI

Появление этих кратеров вызвано не глобальным потеплением, а грунтовыми течениями

В исследовании, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые провели ряд исследований моря Бофорта в период с 2010 по 2019 год с использованием автономных подводных аппаратов, которым помогали ледоколы на поверхности.

Ученые обнаружили многочисленные впадины глубиной до 28 метров, а также покрытые льдом холмы шириной до 100 метров. Одна из самых крупных впадин имела длину 225 метров и ширину 95 метров.

Ученые отметили, что некоторые из этих образований появлялись прямо между последовательными исследованиями, а другие – становились больше за это время. Впадины и холмы, по словам ученых, появляются из-за грунтовых вод и долгосрочных ледниково-межледниковых циклов.

«Несмотря на то, что обнаруженные нами подводные воронки являются результатом долгосрочных ледниково-межледниковых климатических циклов, мы знаем, что Арктика нагревается быстрее, чем любой другой регион на Земле», – пишут исследователи.

Ученым удалось «увидеть» морское дно, потому что море Бофорта, ранее полностью скованное льдом, в последнее время быстро тает. Помимо этого, в регионе повсеместно исчезает вечная мерзлота. Однако ученые отмечают, что все это вызвано естественными процессами.

Насколько это опасно для планеты?

Естественное таяние вечной мерзлоты ледникового периода высвобождает газы, которые нагревают планету. Однако исследователи отмечают, что эффект достаточно медленный, чтобы стать проблемой для людей или других видов.