Minneapolis-Moline UDLX Comfortractor: удивительный трактор для джентльмена

В 1938 году крупная миннесотская тракторная компания Minneapolis-Moline решила выйти на автомобильный рынок. Но так как наработок в этой области у неё было чуть меньше чем ноль, инженеры пошли странным путём и «окомфортили» трактор, придав ему автомобильные черты. Модель стала культовой. Но совершенно бесполезной.
Minneapolis-Moline UDLX Comfortractor: удивительный трактор для джентльмена

Многие компании производили и автомобили, и тракторы — всё-таки отрасли достаточно близкие. Тот же Ford имел тракторный бренд Fordson, а тракторная компания International Harvester делала автомобили и со временем переродилась в знаменитый бренд седельных тягачей. В принципе, можно написать книгу «Автомобили и автобусы, которые строились тракторными компаниями».

Но Minneapolis-Moline переплюнули всех. Они не стали метаться из отрасли в отрасль, а сходу сделали гибрид. То ли автомобиль для колхозника, то ли трактор для джентльмена. До того компания уже пыталась придать тракторам — машинам сугубо утилитарным — элементы дизайна, например, скругляла углы. Но инженеров из Миннесоты всё равно бесил тот факт, что фермеры вынуждены работать на открытых и продуваемых тракторах в дождь, холод, град и другие неприятные погоды.

В 1935 году началась работа над полностью закрытым трактором — одним из первых в мире. Он получила обозначение UDLX (U Deluxe). На деле Уиллард Лэмб Вели, внук знаменитого Джона Дира, уже пытался продвигать полностью закрытые трактора в 1916—1920-м годах, но тогда это вообще не встретило никакого энтузиазма. И теперь, в конце 1930-х, тема ещё опережала своё время.

UDLX Comfortractor на базе серийной модели U был представлен перед фермерским сообществом с большой помпой в 1938 году. Посмотреть на него съехались 12 000 работником сельского хозяйства. Но презентация обернулась объявленной ценой в $1900. Серийный John Deere стоил на тот момент $1000, а автомобиль-седан Ford — $725. Правда, в теории обладатель UDLX не нуждался в автомобиле, потому что «комфортрактор» совмещал в себе обе функции. При этом журнал Implement & Tractor провёл опрос, по результатам которого 60% фермеров были однозначно за закрытую кабину. Просто не по такой цене.

Как трактор машина была хороша — поскольку был хорош прототип U. Правда, в кабине было жарковато, и форточки спасали не слишком хорошо. Плюс шум от двигателя был значительно ярче в замкнутом пространстве, чем на всех ветрах. Между маем и ноябрём 1938 года было сделано около 150 UDLX, после чего проект свернули из-за низких продаж. Слишком жаркий, слишком шумный, слишком дорогой и вообще не заменяющий автомобиль — так утверждали фермеры.

Сегодня это раритет. На аукционах экземпляры UDLX стоят до $110 000. Гораздо позже, в 1963 году компания Minneapolis-Moline была проглочена White, а в 1974-м бренд был ликвидирован. Но в тракторную историю эти ребята вошли.